Перейти к содержимому
GROWER

Растафари - от религии к социальной теории

Рекомендуемые сообщения

Растафари - от религии к социальной теории

Leachim Tufani Semaj

Большинство работ, написанных о Растафари за последние 50 лет, принадлежат людям, не разделяющим взгляды движения. Иногда авторы симпатизировали Растафари, иногда нет. Однако, поскольку они часто не разделяли описываемых ими взглядов, имеется лишь малое число работ, дающих критику, анализ и синтез, которые могли бы способствовать развитию и распространению этих взглядов. Автор настоящей работы стоит на позициях Растафари, и потому пытается представить такую критику, анализ и последующий синтез, которые cмогут пролить новый свет на движение, так сказать, изнутри. Выводы автора могут дать диалектическую базу для дальнейших усилий в этих трёх направлениях других авторов.

Растафари - живая реальность, возникшая на Ямайке в 1930г. Движение росло и процветало, и ветер далеко разнёс его семена. Разные люди брали разные семена и выращивали в своих садах, получая самые разнообразные плоды. Однако, основным путём распространения до сих пор остаётся ветер. В общем смысле Раста - это человек, который пытается перестроить свою личность так, чтобы она могла вести сознательную жизнь, руководствуясь афроцентрической точкой зрения. Этот процесс идёт на физическом, умственном и духовном уровнях жизни. Итак, Растафари является средством или методом, посредством которого африканцы Диаспоры могут воссоздать африканскую идентичность. Растафарианский жизненный путь - это сознательный отход от участия в чужой культуре и восстановление африканской культурной ориентации в понятиях мировосприятия, характера и идеологии.

Ключевой концепцией при осмыслении Растафари является концепция культуры. Эта концепция многих приводит в смущение, но не нас - как выразились Black Uhuru: "My culture is getting stronger, I know I'll never surrender" ("Leaving to Zion"). Но даже если начать реконструировать личность и культуру, окажется, что Раста, как и лю-бая другая часть общества, потенциально могут быть либо воителями, либо паразитами. Теперь, через 50 лет, необходимо подвести некую черту, на которой можно чётко определить, который из этих двух пу-тей был избран. Из работ Фредерика Дугласа (F. Douglass) мы видим, что воин - это тот, кто осознаёт, что "сила ничего не отдаёт без борьбы". Воин видит трудности, недостатки и "узкие места" своего народа и старается по мере сил исправить все эти явления, как физической, так и умственной или духовной природы. С другой стороны, паразиты - это те, кто "предпочитают свободу, но при этом недооценивают значение агитации. Они похожи на тех, кто хочет пожать, не вспахав, кто хочет дождя без грома и молнии, кто хочет океан без ужасного рёва многих вод его". Итак, мы видим, что паразит также понимает, что социальные перемены необходимы, но не желает риско-вать, боясь потерять то малое, что у него есть. Кстати, есть и третий тип, который можно назвать ханжой. Ханжа - это паразит в одежде воина. Сейчас, оглядываясь вокруг себя, мы можем увидеть в рядах Растафари и воинов, и паразитов, и ханжей, так что в этом отношении движение ничем не отличается от других слоёв общества. Несмотря на эти противоречия, я убеждён, что Растафари остаётся одним из наиболее жизнеспособных движений, с которого может начаться культурная революция за освобождение африканцев Диаспоры.

Почему именно культура?

Понятие культуры приносит множеству людей множество проблем, ибо люди часто путают плоды культуры с самой культурой. Мы, как народ, должны прежде всего определить свою культуру, которая, в свою очередь, определит нужную нам политику, экономику и даже пси-хологию. Мы часто замечаем, что если начать с поиска политических или даже экономических решений наших проблем, то это может завести нас в совершенно нео[еврей]анные области. Недаром говорят, что в поли-тике всё непостоянно - и враги, и друзья. Если, однако, начать с культуры, то можно обнаружить и вечных врагов, и неизменных друзей. Другими словами, "сперва найдите культуру, а остальное приложится". Но что же такое культура? Попросту говоря, культура предоставляет человеку жизненные пути и подходы к восприятию реальности. Amilcar Cabral в своём эссе "Национальное Освобождение и Культура" напоми-нает, что Геббельс, глава пропагандистской машины нацистской Герма-нии, услышав спор о культуре, хватался за револьвер, кладя тем са-мым конец диспуту. И сегодня можно встретить символически подобный этому ответ, особенно от Чёрных (и Белых - В.)марксистов. Однако, история учит нас, что угнетение может поддерживаться только посто-янным и систематическим подавлением культурной жизни народа. Един-ственная альтернатива у властей - практически полное физическое уничтожение этого народа. Марли постоянно напоминал нам, что мы - уцелевшие (survivors- см. песню "Survival"). Мы пережили охотников за рабами, переезд через океан, рабство и колонизацию. (Подсчитано, что около 20 млн. африканцев погибло в эпоху работорговли, но мы всё ещё здесь и живы.)Поскольку эти меры не уничтожили нас, единст-венным способом сохранения угнетения было развитие аппарата посто-янного подавления наших врождённых культурных устремлений. Если у человека есть чёткая культурная ориентация, то будет очень сложно заставить его работать против коллективных интересов его народа.

Освобождение народа также зависит от того, что происходит на культурном уровне. Первый шаг - это развитие народной культуры. Она отражает врождённые ценности народа. Это бессознательная и гибкая реакция на повседневную жизнь. Этого уровня мы уже достигли. Сегодня Растафари - составляющая народной культуры Ямайки. То же можно сказать и о музыке Reggae. Следующий уровень - развитие национальной культуры. На этом уровне человек способен сознательно развивать и критиковать идеи, основываясь на истории и опыте борьбы. При этом он использует теорию и практику коллективного самосознания. Этого уровня мы ещё не достигли, но движемся к нему. Растафари пока ещё не стало частью национальной культуры Ямайки. Данная работа представляет собой попытку сделать шаг в сторону вывода Раста на уровень национальной культуры. Третий уровень - научная культура, стремление к прогрессу, основывающееся на критическом восприятии достижений человечества. Здесь человек ведёт постоянное исследование, которое тщательно кодифицируется, записывается и распространяется на всё, что можно увидеть и понять. Последняя ступень - развитие универсальной культуры. Здесь человек приходит к гуманизму, уважению, солидарности и преданности всем другим человеческим существам. Однако, чтобы достичь последней ступени, нужно начинать с первой и постоянно трудиться ради выхода к этой последней фазе развития культуры. Следует очень осторожно относится к тем, кто считает себя "человеческими существами", не идентифицируясь при этом с какой-либо иной групповой ориентацией или конкретной культурной перспективой.

Когда мы пытаемся определить свою культуру, перед нами открываются три пути. Во-первых, мы можем сосредоточиться на чужеродной культурной ориентации, окружающей нас последние 400 лет; это в лучшем случае поможет нам понять, до какой степени мы прониклись чужой культурой. Во-вторых, мы можем сосредоточиться исключительно на социально-экономической ситуации, в которой мы находимся; это в лучшем случае покажет нам, до какой степени мы развили механизмы культурной адаптации. Наконец, самое важное, что нам нужно сделать - сосредоточиться на нашем истинном культурном наследии, наследии африканском. Так мы сможем выделить некоторые культурные ориентации, которые соответствуют нашему статусу африканцев. Именно на этой основе мы построим и определим культуру освобождения.

Африканское культурное наследие

Рассматривая африканское культурное наследие, для более ясного понимания того, что есть африканское мировосприятие, было бы полез-но изучить работы Cheikh Anta Diop, такие как "Африканские источни-ки цивилизации" или "Культурное единство Чёрной Африки", также не-обходимо прочесть Chancelor Williams "Разрушение Чёрной Цивилиза-ции". Ещё полезны труды Yosef ben-Jochannan "Чёрный человек с бере-гов Нила", "Африканские источники основных западных религий". Спи-сок рекомендаций для чтения также включает "Миф, литература и афри-канский мир" Воле Шойинка и все романы Ayi Kwei Armah: Two Thousand Seasons, Why Are We So Blessed?, The Healers, The Beautiful Ones Are Not Yet Born. Ещё необходимо познакомиться с переводом E.A. Wallace Budge Египетской Книги Мёртвых, особенно раздел, касающийся негативных признаний. Этот краткий список завершают John Mbiti "Аф-риканская религия и философия" и George G.M. James "Украденное на-следие". После этого всего полезно прочесть Библию, прочесть с мудростью и пониманием.

Африканское мировоззрение, в двух словах, показывает нам, что время - это вечнотекущее понятие. Время составляют три бесконечные арки, перетекающие друг в друга: прошлое - в настоящее, настоящее - в будущее и будущее - в прошлое. Таким образом, время одновременно движется вперёд, назад и на месте. Пространство принадлежит всему сообществу - мёртвым, живым и нерождённым. Т.е. плоды земли принадлежат тем, кто работает на ней, кто производит их, а не тем, в чьих руках находится капитал. Несмотря на то, что мы знаем из физики о природе вселенной, африканское мировоззрение говорит нам, что люди являются центром мироздания, т.е. вселенная воспринимается с антро-поцентрической точки зрения. Однако, самыми спорными элементами африканского мировоззрения являются понятия Бога и духа. Африканское мировоззрение даёт нам понять, что Бог - это реальность, созданная человеком. Люди творят Богов, а те в ответ творят людей. Другими словами, человек формулирует понятие Бога, а затем это понятие, эта Божия энергия, отвечает создание позитивных ограничений на понятие "человек". С этой точки зрения Бог становится совокупностью возможностей роста, высочайших идеалов, которых можно достичь. Затем они переходят в мифы, где раскрываются в универсальных символах. Тогда дьявол становится совокупностью препятствий, мешающих росту. Этим препятствиям нужно противостоять, их нужно сглаживать, побеждать или ликвидировать. Эти понятие пронизывают всю культуру, за исключением случая, когда народ подвергается угнетению. В последнем случае оказывается, что потенциал роста, заложенный в идее Бога, по-давляется чужой культурой, обычно культурой угнетателей. Когда невозможность роста становится невыносимой, начинается решительная борьба за освобождение. Другой вариант того же процесса: когда раз-вито религиозное сознание, всё, что человек делает, это обожествляет свою культуру, таким образом ставя на ней печать Божией энергии. Маркус Гарви сделал очень много для того, чтобы помочь нам понять это. В его работах можно найти следующее высказывание по поводу образа Бога:

"Если белый человек видит Бога белым, пусть поклонятся своему Богу, как ему угодно. Если Бог жёлтого человека разделяет с ним его расовые признаки, пусть тот поклоняется своему Богу, как считает нужным. Мы, чёрные, нашли новый идеал, пока наш Бог не имеет расовых признаков, хотя человеку и свойственно смотреть на всё со своей колокольни. Тогда как белые видят своего Бога сквозь белые очки, мы только начинаем, хотя и поздно, видеть нашего Бога сквозь нашу собственную призму... Мы будем по-клоняться Ему сквозь призму Эфиопии".

Мы видим, что эволюция Растафари шла под влиянием подобных мыслей, взятых из африканского культурного наследия и, таким образом, из африканского мировоззрения.

Критика Растафари

Если в следующие 50 лет Растафари должно решительно продвинуться с уровня народной культурына уровень, по крайней мере, культуры национальной, мы должны начать активный процесс созидательной критики движения. Первый момент, с моей точки зрения, заключается в том, что Растафари - это в первую очередь зеркало, в котором мы, африканцы Диаспоры, можем увидеть некоторые возможные решения наших проблем идентичности и культуры. Однако, подобно всем зеркалам, это зеркало показывает несколько искажённые образы, а не саму реальность. Второй момент: многие, называющие себя Растафарианами, часто довольно смутно представляют себе прошлое и настоящее Африки. Это создаёт для нашего развития серьёзную проблему, т.к. любая попытка фальсификации фактов прошлого и настоящего неизбежно делает понимание будущего весьма приблизительным, а часто и вовсе невозможным. Человек может обманывать сам себя и прекрасно себя чувствовать, но материальная реальность останется той же. Третий момент: Растафари создало религию, систему мифов. Однако, замену одного набора мифов другим нельзя считать реальным прогрессом. Единственный путь достижения истинного прогресса здесь - создание нового мифа, более гармонично связанного с материальной реальностью человеческого существования, чем старый. Вообще говоря, замена "шила на мыло (a black dog for a monkey)" даёт мало выгоды. К тому же, человек практически не в состоянии определить одну религию как истинную, а другую - как ложную. В лучшем случае можно поместить конкретную религию где-то в промежутке между полезностью и бесполезностью. Полезность религии или мифологии зависит от степени, в которой она помогает людям осознавать реальность и двигаться вперёд. Если она не помогает становлению воина и трансформации человека - она бесполезна. Отсюда вытекает и четвёртый критический момент: религия или мифология не может быть основным средством, с помощью которого человек ищет конкретные решения социальных проблем. В лучшем случае религия или мифология может способствовать развитию и формулированию решений социальных проблем. Так как Растафари создало мифологию, религию, его можно критиковать с той же позиции, с какой вообще обычно критикуют мифологию или религию. Maulana Karenga раз-работал ряд интересных положений, с которых можно критиковать религию, в том числе и Растафарианскую. Негативные черты религий: они часто представляют собой упрощённые и ошибочные ответы на страх, невежество, бессилие и отчуждение, которые могут испытывать люди. Т.е. религия часто является местом, куда люди прячутся от реальности жизни. Часто религия - метод бегства. Не раз религии использовались для отрицания и принижения ценности человека, его способностей, возможностей и достижений. Часто это происходило вследствие чрезмерной веры тому или иному авторитету - пророку, священнику или папе, и эта вера оправдывала действия, при других обстоятельствах могущие считаться достойными порицания. Религия и мифология часто использовались для поощрения и одобрения интеллектуальной замкнутости, нетерпимости и даже политической апатии. Сегодня это происходит во многих частях света, даже в Растафари. Наконец, религия часто является одним из самых эффективных методов управления и эксплуатации народа. Часто указывается, что жречество (священничество) - одна из древнейших профессий, т.е. одна из древнейших форм эксплуатации. Если кто-то ставит себя посредником между человеком и Богом, у него всегда есть возможности для эксплуатации.

Среди положительных черт религии по Maulana Karenga: она может являться источником высших человеческих ценностей. Она также способствует созданию общины, основы для коллективного движения вперёд. С религиозной точки зрения можно выработать психологические методы выживания, столь нужные угнетённым народам. Религия может помочь человеку достичь чувства самосознания, идентифицируя его личность с группой других людей, а также более сознательно определять свою космическую цель. Это вполне подходит к Растафари, где человеческая личность - это больше, чем человек. В Растафари личность(self) - это I&I (индивидуум), представляющий весь коллектив. Наконец, религии потенциально могут быть системой поддержки социальных перемен. Религия может дать почву, санкцию на социальные перемены. Я считаю, что нам нужно изучить эти положительные аспекты религии Растафари и на их основе создавать Растафарианскую социальную теорию. Религия и мифология сами по себе могут завести нас слишком далеко. Сейчас нам нужно сознательно определять, укреплять и развивать принципы и идеи, которые определяют наши отношения друг с другом и с миром, а это, по определению, - социальная теория. Выработка такой теории на основе мифологии и религии Растафари - задача для тех, кто не склоняется ни вправо, ни влево, но твёрдо идёт вперёд, как африканский народ.

От религии к социальной теории

Как примерно будет выглядеть эта теория? (См. Табл.1) Её развитие должно стать плодом коллективных усилий. Однако, здесь я хотел бы представить своё видение этой теории, которое можно считать моим вкладом в грядущую дискуссию о природе социальной теории.

Здесь можно исследовать Растафари на трёх уровнях - основы, жизненности (livity) и социальной организации. Так мы сможем сопоставить Растафари как религию и как социальную теорию. Начнём с основ, и среди них - с Маркуса Гарви. С точки зрения религии он считается пророком. Однако, такой взгляд создаёт ряд ограничений, т.к. слова пророка нельзя подвергать сомнению или критиковать. Их можно принять или отвергнуть, слушать или не слушать. Но на уровне соци-альной теории(СТ) Гарви становится общественным активистом. Его можно критиковать, можно находить его ошибки, искать объяснение не-которым его высказываниям, выбирать, какие из его идей принять, а какие - отбросить. При этом Гарви становится человеком, с него сни-мается покров мистицизма. Другими словами, с пророком спорить нельзя, а с общественным активистом можно быть несогласным по многим позициям.

Второй пункт - Библия, основа основ Растафари. Из внимательного чтения Библии возникли многие обычаи, воззрения и перспективы. Некоторые твёрдо верят, что должны читать по главе в день, стараясь понять их и жить в соответствии с этим пониманием. Такова религиозная точка зрения на Библию. Однако, СТ заставляет взглянуть на первую страницу Библии и прочитать примечание, что она была "тщательно пересмотрена", другими словами, сильно изменена, а посему нет особых оснований принимать сей документ буквально. Дело усложняется тем, что в 322г. по указу императора Константина проходил собор епископов, где в Библию были внесены изменения, а также принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии. В следующем году епископы вновь собрались в Никее, где большинством голосов одобрили догмат о непорочном зачатии. На Никейском соборе Иисус Христос был объявлен Богом, равным Отцу и Св. Духу.

Также известно, что большую часть Ветхого Завета можно в аналогичной или изменённой форме найти в книге, известной как Египетская Книга Мёртвых. Последняя старше древнейшей части Библии на тысячи лет. Поэтому с точки зрения СТ мы не можем себе позволить при-нимать Библию более серьёзно, чем любую другую книгу. В Библии есть интересные истории, притчи и высказывания, которые можно тем или иным способом использовать, но нельзя дать ей управлять жизнью человека. Всегда следует ставить вопрос следующим образом: когда написанный текст превратился в божественное откровение? Было ли это между 10-м и 6-м тысячелетиями до Р.Х., когда африканцы из древней долины Нила впервые создали некую систему ценностей, которая существует до наших дней и которая содержится в Библии? Было ли это 4 тысячи лет до Р.Х., когда появился переработанный вариант Книги Мёртвых? Или же это произошло на Никейском соборе, когда епископы приняли часть книг, а другие отвергли? Идея божественного откровения существует в нас, в том смысле, что мы можем определить, что мы считаем плодами этого откровения. Вокруг нас есть много вещей, которые, по-моему, подходят под это понятие, например многие песни Боба Марли, из-за понимания состояния человека, которое они дают. Итак, мы не можем быть рабами чужих идей о том, что есть, а что не есть божественное откровение. Мы должны сами отвечать на эти вопросы в своё время.

Третий фактор, лежащий в основе Растафари - Творец. Творец - миф, присутствующий в большинстве религий. Растафари признаёт подлинным и живым Богом Его Императорское Величество Императора Хаиле Селассие. Тем, кто начинает с этого положения, следует вернуться к двум другим пунктам, о которых мы только что говорили, т.е. к пророчествам Маркуса Гарви и к особому чтению и восприятию текстов Библии. С одной стороны, если идти от религии к СТ и использовать африканское мировоззрение, то человек и Бог суть одно и то же, а идея Творца лишь служит культурной связью. Мы все сотворены по образу Божию, следовательно, Бог должен быть внешне похож на нас. Смотря в зеркало, человек видит Бога, который смотрит на него оттуда. С точки зрения СТ человек полностью принимает идею Бога, согласующуюся с его собственной культурой, безо всяких оговорок или обращений за одобрением к внешним источникам. Здесь мы видим, что концепция Творца в качестве культурной связи означает, что Творец может открываться человеку только способом, согласующимся с культурой этого человека.

Четвёртый пункт, связанный с основами Растафари - Африка. В религии Растафари Африка фигурирует гл. обр. в связи с вопросом о репатриации. Последняя желательна и, безусловно, возможна. Однако, переходя в область СТ, обнаруживается параллельная концепция всепланетного панафриканизма. Только через неё можно добиться репатриации. Религиозный взгляд сам по себе не даёт механизма для её осуществления, давая лишь контекст для концентрации внимания на этом вопросе. Мы видим черты этой реальности в песне Боба Марли, где он призывает Африку объединиться, ибо её дети хотят вернуться домой ("Africa Unite"). Мы видим, что репатриация зависит от развития Чёрного Национализма и панафриканизма. Здесь требуется соответствующая методология, а не только романтические стремления.

Второй обширный круг вопросов, связанных с Растафари - жизненность. В примерном переводе это означает стиль жизни, образ жизни. Здесь первый пункт - пища. С религиозной точки зрения часто говорится, что Растаманы не употребляют многие продукты, обычные в местном рационе. Обоснования этого обычно берётся в Библии, а иногда - из космических откровений. Однако, перенося этот вопрос в область СТ, можно обнаружить, что это действительно имеет смысл - есть натуральные продукты, отдавая предпочтение низшим звеньям пищевой цепи. В пользу этого можно привести много экономических и научных доказательств.

Второй пункт - ганджа. Религия даёт основанную на Библии санкцию на использования этого растения в ритуальных целях. СТ заметно расширяет и углубляет этот вопрос. Мы знаем, что многие природные вещества оказывают на человека благотворное психологическое или лечебное воздействие. Сегодня мы знаем, что по крайней мере 90 всех используемых ныне лекарств изготовлены или синтезированы на основе природных веществ, т.е. веществ, встречающихся в природе. Со временем мы обнаруживаем, что многие вещи имеют полезное применение, о котором мы и не подозревали. С другой стороны, кто имеет право навязывать взрослому человеку директиву о том, что лист некоего растения, выращенного самой природой, никоим образом нельзя использовать? Подобное насилие не имеет оправдания ни с какой точки зрения. Итак, мы видим, что в области СТ нет необходимости менять этот обычай. Возможно, однако, расширение сферы используемых веществ, а также поощрение исследований полезных свойств природных веществ.

Третий пункт вопроса о жизненности - внешний вид человека. Здесь религия и СТ во многом согласны друг с другом. На обоих уровнях отрицается искажение естественного облика человека и признаётся, что человеку следует культивировать африканский облик и годиться им. Однако, есть и различия: с точки зрения религии Растафари ношение дреда как психических антенн является идеальным, тогда как с точки зрения СТ Растафари оно необязательно. Любая манера ношения волос человеком африканского происхождения, согласующаяся с поддержанием африканского внешнего вида, не требующая использования едких химикалий, горячей завивки или искажающих природный облик веществ (красителей и т.д. -В.), вполне приемлема. Мы знаем много способов, как ухаживать за собой, даже в самых суровых условиях. С точки зрения религии Раста должен полностью отказаться от ношения драгоценностей и использования косметики. С точки зрения СТ, однако, нам следует помнить, что именно африканский народ стал впервые пользоваться косметикой, и что мы всегда носили золото, серебро и другие художественные украшения. Следовательно, нет оснований отвергать этот обычай и в наши дни. Однако, нам, возможно, придётся отвергнуть его на время, до тех пор, пока мы не выработаем стандарт или, точнее сказать, не вспомним былой стандарт красоты и личной эстетики, основанный на африканской культурной ориентации, в противоположность тому, который мы сейчас видим вокруг. Итак, религиозная традиция лишь предлагает обычаи, а СТ может их объяснить и логически обосновать.

Третья сфера вопросов, где Растафари как религия часто противоречит СТ - социальная организация. Здесь первый пункт - политика. От религиозных людей мы часто слышим, что Раста не вмешиваются в политику. Однако, СТ учит нас, что вмешиваемся мы в политику или нет, она всё равно вмешивается в нашу жизнь. Утверждение о неучастии в политической жизни само по себе есть утверждение политическое. Обычно говорят, что Раста не участвуют в деятельности системы из-за неверного принципа её построения. Переход к СТ показывает, что политика - единственное средство достижения освобождения, средство и механизм социальной организации. Религиозная точка зрения позволяет лишь вымаливать у власть предержащих одолжения. Однако, с точки зрения СТ конечной целью должен стать контроль над государственной властью для построения "нового" африканского общества.

Вслед за политикой идут власть и источники благосостояния. Религиозные Раста часто говорят о концепции общинной жизни (social living). Однако, она не полностью претворяется в жизнь, ведь мы видим много ситуаций, когда Раста угнетают друг друга так же, как и остальное общество. Переходя в область СТ, мы приходим к концепции африканского социализма. Её можно проводить в жизнь, развивать и демонстрировать как идеальный способ, которым мы собираемся распределять власть и источники благосостояния. Она также вполне согласуется с нашей культурной ориентацией.

Последний пункт - насилие. С точки зрения религии обычно говорят, что Растафари против насилия. Раста отвергают насилие. СТ объясняет, что Растафари против насилия, связанного с нападением, т.е. ситуацией, когда один человек или группа людей пытается лишить других людей их жизни, свободы или материальных ценностей. Однако, СТ Растафари отнюдь не против применения насилия с целью защиты, когда взрослый человек защищает себя, свою семью, своих близких, а также борется за освобождение своего народа.

В заключение хочу сказать, что без создания на основе Растафари социальной теории нельзя полностью реализовать взгляды и потенциалы Растафари. Однако, задача определения путей действия СТ не под силу одному человеку, она должна решаться коллективными усилиями. Если люди, разделяющие взгляды Растафари, не начнут развивать социальную теорию, мы увидим, что следующие 50 лет Растафари будет топтаться на месте или отступать назад. Прошедшие 50 лет показывают, что Растафари дало сырой материал, на основе которого можно выстроить концепцию того, как африканцам на Западе добиться освобождения. Однако, решение остаётся за нами, будем ли мы использовать взгляды движения в борьбе за освобождение, или нет.

Самые насущные идеологические вопросы, стоящие перед нами, это кто мы такие как народ и к чему нам следует стремиться. Растафари даёт основу, на которой можно дать ответы на эти вопросы, но без разработки социальной теории ответов, возможно, придётся ждать очень долго.

****

Очень противоречивое у меня отношение к этой статье, а поэтому не могу оставить без комментариев. Сразу бросаются в глаза очень серьезные заблуждения автора в области религии Растафари. Видимо, автор плохо знаком с этим вопросом и знания, явно, очень однобоки. То же самое можно сказать и о комментариях автора в области Христианства. Растафари - это очень воинственная религия, растаманы не только защищают свои права, но и сражаются за них. Божественность же Хайле Селассие признают не все растафарианские течения, а уж с Творцом - это уж он точно перегнул сильно, хотя, безусловно, почти все признают его фигуру значимой в истории религии и движения, но вот "статусы" у H.I.M. самые разные в разных течениях.

Что касается Библии - Библии и в помине не было, когда появилось Растафари, да мудрая книга когда-то была, когда-то очень давно, пока ее не переписали несчетное количество раз на все лады все кому не лень. Кому интересен вопрос - читайте Блавацкую, она об этом много написала, а на портале, посвященном Растафари, не вижу смысла это приводить - слишком разные это вещи - Христианство и Растафарианство. У Растафари есть свои священные книги, хотя, безусловно, согласно древней африканской традиции, истории создаются не затем, чтобы их записывали и чтобы они отлились в неподвижный кокон. Они рассказываются. Но сейчас уже в области растафари немало трудов опубликовано, и эти истории уже можно прочитать. Прочитать можно и на нашем сайте, и на Русской Странице Живаго Джа, и в Книге Мудрости Растафари Кебра Нагаст, да и много еще где - сегодня история этой древней религии уже сильно изучена и все материалы доступны. Но поскольку датирована эта статья датой более ранней, чем дата моего рождения, возможно тогда у автора и не было возможности лучше изучить этот вопрос.

Так же автор почему-то решил, что религия Растафари не позволяет вмешиваться в политику. Уж это перегнул - так перегнул.... Это просто популяризация растафари как моды, при отсутствии информации по растафарианству, принесло свои плоды - появилось много укурков, которые одели красно-желто-зеленые шапочки и решили что они от этого растаманами стали, сидят в этих шапочках у себя дома в креслах и им лень что-то делать, вот они и придумали этот миф про невмешательство в политику. А на самом деле, растаманы всегда принимали участие в политике, всегда за свои права боролись, а без участия в политике это было бы не возможно.

Очень любопытно, откуда автор взял информацию о том, что религия растафари имеет что-то против косметики и украшений? Сам же, в общем-то, тут же и объяснил всю бредовость данного заявления. Никогда растаманы ничего против косметики и украшений не имели!

Забавное высказывание о ритуальных целях использования ганджи.... Хотела бы я услышать ответ автора этой статьи на вопрос как это.... Нет, конечно, я и сама несколько примеров привести могу, но ганджа - эта трава мудрости, которую курят для единения с Джа и познания этой самой мудрости - по крайней мере, это основное ее использование. Ритуальные обряды, конечно, тоже имеют место быть самые разные в разных течениях, но нельзя же так про ганджу... Вот какой это обряд сейчас я совершаю забивая трубку? Хотя, наверно, обряд забивания трубки.... и как сейчас ритуал раскуривания совершу... сразу мудрее Соломона стану... главное тут придерживаться ритуала... Что за бред?

Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта.

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу

Ограничения

Вся информация предоставлена в ознакомительных целях для лиц старше 18 лет.

[Правила использования]

×
×
  • Создать...